Все, что нужно знать о тормозной жидкости

2 банки тормозухи

 


   Мы дадим ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

 

  • Что такое тормозная жидкость (ТЖ)?

   Это особый тип рабочей жидкости, используемый в тормозных системах. Наиболее распространенные тормозные жидкости сегодня изготавливаются на основе синтетических компонентов с добавлением ингибиторов коррозии.

 

  • Где используются тормозные жидкости?

   В гидравлических тормозных системах легковых, грузовых, легких коммерческих автомобилей, мотоциклов, скутеров и т.п., чтобы передавать давление к тормозным механизмам. Другая область применения - в системах гидравлических сцеплений.

 

  • Какие технические требования существуют для тормозных жидкостей?

   По законам термодинамики при работе тормозной системы выделяется большое количество тепла, которое может приводить к закипанию ТЖ и выделению газа. Поэтому жидкость должна иметь высокую температуру кипения (сухую и увлажненную точку) и не замерзать при как можно более низких отрицательных температурах, чтобы иметь возможность эффективно исполнять свою функцию. Эти условия исключают как альтернативу применение тормозных жидкостей на водной основе.

 

  • Какие свойства должна иметь любая тормозная жидкость?

- широкий диапазон рабочих температур;
- правильную вязкость и хорошую способность течь при низких температурах;
- стойкость к старению;
- низкую летучесть;
- отличную совместимость с уплотнительными материалами.

 

  • Классификации и спецификации. Что такое DOT?

   DOT - общепринятое название для тормозных жидкостей. Это условное обозначение министерства транспорта США (Department Оf Transportation - DOT). Жидкости классифицируют по температуре закипания и вязкости по нормам, принятым департаментом транспорта. При этом учитываются показатели кипения жидкости без примеси воды ("сухой") и содержащей её до 3,5% ("увлажненной"). По вязкости тоже два норматива: при температурах +100°C и –40°C. Смотрите таблицу ниже (данные соответствуют американскому федеральному стандарту). Такие же требования предъявляются и прочими международными сертификатами – ISO 4925, SAE J1703 и др. В России пока не принят собственный единый стандарт, который бы регламентировал показатели качества тормозных жидкостей.


Таблица параметров

 

  • Что означают другие аббревиатуры?

- SAE J1702, J1703, J1704 - стандарт Общества инженеров автомобильной промышленности (SAE - Society of Automotive Engineers, Inc.);
- ISO 4925 класс X; Х = 3,4 ... - Международная организация по стандартизации (ISO - International Organization for Standardization);
- FMVSS №116 - стандарт безопасности Министерства транспорта США;
- JIS K2233 Класс Х; X = 3,4 - промышленные стандарты Японии;
- АТЕ-DOT X; X = 3,4,5.1 - общепринятая типовая маркировка.
В России выпускаются гликолевые тормозные жидкости ГТЖ-22,-22М, «Нева», «Томь», «Роса», «Тайга» и другие.


полка с жидкостями

 

  • Каковы характеристики DOT?

   Тормозная жидкость существует в различных формах, отвечающих требованиям классификации Министерства транспорта США: DOT 3, DOT 4, DOT 5.1, и отдельно от них DOT 5 и DOT 5.1/ABS - они кардинально отличаются от других категорий по своему химическому составу. Эти типы тормозной жидкости малопригодны для обычных транспортных средств.

   Стандарт FMVSS 116 также требует, чтобы жидкости DOT 5 были подкрашены в темно-красный цвет, в то время как гамма DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 - от бесцветного до янтарного. К слову, если вам встретилась жидкость зелёного цвета, знайте - она минеральная. Про неё читайте ниже.


шприцы с тормозной жидкостью

 

  • Каков состав тормозных жидкостей?

   Обычный состав - это смесь маловязкого растворителя (например, спирта) и вязкого нелетучего вещества (например, глицерина).
DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 производятся на основе полиэтиленгликоля.
DOT 5 изготавливается на основе силикона – кремний-органических полимерных продуктов.
DOT 5.1/ABS – основа из силикона с добавлением гликолей, специально для автомобилей с антиблокировочной системой (ABS).
DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 гигроскопичны и поглощают влагу из окружающей среды со скоростью около 2-3% в год, при этом их характеристики сильно меняются.

   Водопоглощение ухудшает эксплуатационные качества жидкости и резко снижает температуру кипения, при 3,5% содержания воды температура с 260 опускается до 140-150°C (это является одной из причин, требующих регулярной замены ТЖ), к тому же вода вызывает коррозию, например, на уплотнителях образуется накипь, начинает подтекать тормозной цилиндр, причём она впитывается настолько сильно, что удалить ее практически невозможно.


   DOT 5 является гидрофобной жидкостью, то есть не вбирает влагу из атмосферы, поэтому её сервисные интервалы в два-три раза длиннее.


   Некоторые производители допускают применение на своих авто специально разработанных минеральных жидкостей под конкретные тормозные системы. Минеральные ТЖ производятся обычно на основе касторового масла с добавлением бутилового или этилового спирта. Они обладают отличными смазывающими свойствами и низкой гигроскопичностью, но слишком низкой температурой кипения, да и замерзают уже при температуре -20°. Кроме того, "минералка" постепенно разрушает детали из меди, латуни, алюминия и резиновые манжеты гидравлического привода. В отличие от DOT, тормозные жидкости на основе минерального масла не подлежат сертификации, это скорее «коктейли» от разных производителей, держащих их компоненты в секрете.


5 банок

 

  • Каковы особенности жидкостей на основе гликолей?

- вдвое меньшее сжатие даже при нагревании, что приводит к более высокой производительности системы и усиливает ощущение твердости педали тормоза;
- содержание воды увеличивает вязкость при низких температурах и усиливает коррозионную активность;
- разъедают краску и раздражают кожу;
- срок хранения очень ограничен из-за гигроскопических свойств и обычно не превышает 12 мес. после открытия тары;
- полностью совместимы между собой (3, 4 и 5.1);
- легко смываются и нейтрализуются водой.

 

  • DOT 5 - чем отличается?

- эта силиконовая жидкость абсолютно несовместима с гликольными;
- имеет гидрофобные свойства, что увеличивает срок хранения (гипотетически до неограниченного в герметичной таре и 10-15 лет после вскрытия) и эксплуатации до 4-5 лет;
- так как не поглощает воду, то любая влага, находящаяся в системе, будет собираться в одном месте. Это может повлечь за собой коррозию гидравлики. Необходима тщательная прокачка для удаления всего воздуха;
- неагрессивна по отношению к лако-красочным покрытиям;
- имеет высокие рабочие температуры с начальной точкой закипания +260°С, предназначена для использования в системах с большими нагрузками или в экстремальных условиях, для быстрой, агрессивной езды с частыми и резкими торможениями. В основном для автомобилей со сложными и многосуппортными тормозными системами;
- немного компрессионна и дает едва заметное ощущение «мягкой педали»;
- запрещена к применению в машинах с антиблокировочной системой (ABS);
- дружит с любыми резиновыми частями (жалобы на то, что DOT 5 приводит к выходу из строя резиновых частей тормозов, были при использовании ранних формул силиконовой жидкости. Последние композиции эту проблему устранили).

 

  • Что необходимо помнить?

- тормозные жидкости являются токсичными и легковоспламеняющимися, нужно соблюдать меры предосторожности при их транспортировке, хранении и работе с ними;
- ёмкости для хранения тормозной жидкости должны быть идеально чистыми и герметичными, чтобы предотвратить попадание влаги из воздуха;
- гликолевые жидкости оказывают сильное разъедающее воздействие на автомобильные краски, лаки и хромированные детали, это должно быть принято во внимание при работе с продуктом.


заливаем жидкость

 

  • Чем заменить или пополнить жидкость?

   Для доливки любой коммерческий бренд может быть использован - при условии соблюдения правил и технических требований. Основной принцип: жидкость может быть заменена только маркой с более высокой DOT-рейтинговой цифрой (например DOT 3 может быть заменен DOT 4, а DOT 4 - DOT 5.1). И ни в коем случае не наоборот, свойства жидкости могут непредсказуемо измениться.
Для системы автомобиля, наполненной DOT 5, ни один из других видов тормозной жидкости, т.е. DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1, не подойдёт.
   Также не совмещаются между собой минеральные и гликолевые жидкости, если их смешать – резиновые манжеты гидропривода деформируются.

 

  • Нужно ли полностью менять тормозную жидкость или достаточно её доливать?

   Пополнение не может компенсировать необратимые изменения, происходящие в стареющей жидкости. Точка кипения падает. Химический состав изменяется. Действие ингибиторов коррозии ухудшается. Доливку можно использовать при неисправности, когда она приводит к утечке тормозной жидкости, а доехать до гаража или СТО как-то надо.


Что будет, если не менять тормозную жидкость

 

  • Как узнать, когда нужно менять тормозную жидкость?

   Специализированные центры автосервиса обеспечивают диагностику с применением испытательного оборудования. Бывалые водители часто определяют "на глаз" - по цвету жидкости или упругости педали, но правильнее будет просто соблюдать сроки замены - в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля и принимая в расчёт условия эксплуатации и климата. Универсальный срок замены любой тормозной жидкости на гликолевой основе — один раз в два года или после 40 тыс.км. пробега. Если климат ну очень жаркий или экстремальная езда с резкими торможениями - ваша повседневность, то менять тормозную жидкость придётся чаще, возможно, раз в год. Силиконовую DOT 5 допускается менять раз в 5 лет (но  помните, если у вас обычный автомобиль - забудьте про силикон). Для проверки состояния ТЖ существуют и специальные приборы. Критерий оценки: если воды в жидкости меньше 3,5%, то она ещё пригодна, если больше — её срочно нужно сменить.


прибор для проверки годности тормозной жидкости

 

 

  • Как узнать, какая тормозная жидкость требуется вашей машине?

   Тип жидкости обычно указывается на тормозной ручке, чтобы пользователь случайно не ошибся, залив не ту жидкость и убив тем самым все уплотнения в тормозе.


Указатель на ручке

{module СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ}

{module медиа реклама МАРКЕТ ГИД}

Тэги: дороги России, полезное для водителей, авто новости

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Комментарии   

+1 # Денис 11.09.2017 16:59
Красавцы!! На автомобильном сайте выложили статью о гидравлических тормозах велосипедов. Стыдно чужие статьи копировать!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать