Легко ли быть президентом?

   Николя МорНиколя Мор, новый президент АвтоВАЗа, сталкивается с очень трудной задачей в компании, где его предшественник, Бу Андерсон, не смог остановить падение продаж и преодолеть мощные корыстные интересы акционеров, поставщиков и работников.

   55-летний француз, скорее всего, продолжит политику сокращения рабочей силы и удаления некачественных поставщиков запчастей, хотя и более медленными темпами, чем Андерсон, при этом ему предстоит отбиваться от тех, кто хочет сохранить все, как есть.
Лада-Жигули
   АвтоВАЗ, владелец самого продаваемого в России бренда Lada и крупнейший в стране автопроизводитель, является глубоко проблемным.

   Мор был назначен на пост генерального директора во вторник, чтобы заменить шведа Андерсона, который пал жертвой экономического спада и попал под обстрел российских акционеров "АвтоВАЗа", которые критиковали его за увольнение работников.

   О новом назначении было объявлено основными акционерами АвтоВАЗа - альянсом Рено-Ниссан и Российской государственной компанией "Ростех".

   До сих Николя управлял компанией Dacia в Румынии, что дало ему опыт работы в бывших социалистических странах и научило вести дела с профсоюзами. Но проблемы, с которыми он столкнется на АвтоВАЗе в Тольятти, находятся на другом уровне: помимо кризиса в стране и на самом заводе, есть ещё проблема организованной преступности, которая заразила российский автопром - последние несколько лет некоторые высокопоставленные сотрудники завода ходят только с телохранителями.


офис


   Мор - это ветеран "Рено" с многолетним стажем, в качестве генерального директора группы Renault бюджетного бренда Dacia он вел жесткие переговоры по вопросам заработной платы с профсоюзами, угрожающими забастовкой, даже подняли перспективу переезда производства на более конкурентоспособный завод в марокканском городе Танжере, если заработная плата в Румынии вырастет слишком сильно. В конце концов, обе стороны остановились на 5-ти процентном повышении заработных плат и бонусов на 2016 год.

   Как результат, бизнес Dacia растет. АвтоВАЗ же сильно пострадал в результате российского экономического кризиса, вызванного низкими ценами на нефть и западными санкциями. Автопроизводитель зафиксировал чистый убыток в 74 млрд руб. в 2015 году, почти утроив потери 2014-го.

   Рено снизила свои инвестиции в фирму на 70 процентов. В это же время Лада подверглась критике со стороны южнокорейских конкурентов Kia и Hyundai, которые делают автомобили в аналогичном ценовом диапазоне и, как хорошо зарекомендовавшие себя иностранные бренды, имеют определенный статус среди россиян.


приказ   Пытаясь сократить издержки и навести порядок прежде всего с кадрами, Андерсон ответил сокращением рабочих мест. В 2014 и 2015 годах, компания приняла решение об избытке 20.000 своих сотрудников - при общей численности 65.000.

   Ещё в середине 2014-го Волжский автозавод сообщил, что постепенно, в течение 6 лет, будет уволено 45% сотрудников - так, чтобы к 2020 году штат насчитывал 30 000 человек. Этого более чем достаточно для современного высокотехнологического предприятия.

   В рамках сокращения началась резка рабочих мест. 7,5 тысяч уволились или по договору с компенсациями, или по собственному желанию. От этого сильно пострадала жизнь в Тольятти, где доминирует АвтоВАЗ и его поставщики.

   "Из-за увольнений улицы полны людей, и нет никакой работы в Тольятти," - сказал Евгений, 49-летний специалист по закупкам, который потерял свою работу на АвтоВАЗе и пришел зарегистрироваться в государственной службе занятости.

   Сокращение рабочих мест - болезненный вопрос для Кремля, обеспокоенного социальными волнениями, вытекающими из экономического спада. Босс РОСТЭКа Сергей Чемезов, бывший коллега президента Владимира Путина, бичевал руководство АвтоВАЗа в ноябре. "Они выбросили людей на улицу!" - цитировало его информационное агентство ТАСС. - "Это, вероятно, европейская практика? Мы считаем, вы не можете так поступать, вам нужно вести себя более гибко!"забастовка

   Владимир Беспалов, аналитик ВТБ Капитал, сказал, что АвтоВАЗ под новым руководством будет держаться подальше от масштабных принудительных увольнений. "Завод будет продолжать сокращать численность работников, но маловероятно, что они будут увольнять людей," - сказал Беспалов. - "Вероятно, просто оставят в силе запрет на наем новых сотрудников".

   Под управлением Андерсона началась и очистка сети поставщиков, пронизанной коррупцией и неэффективностью. Он разорвал контракты с некоторыми давними местными снабженцами, из-за чего те в свою очередь понесли убытки и тоже стали увольнять работников.
Бу Андерсон   Комментируя спор с поставщиками в январе, Андерсон сказал информационному агентству РБК: "Я не позволю им держать пистолет у моей головы". Такая позиция задела интересы многих годами процветавших коррупционеров и привела к негативной реакции со стороны российских влиятельных лиц, с правительственными чиновниками выступившими в защиту доморощенных поставщиков.

   Менеджер АвтоВАЗа подтвердил на условиях анонимности, что одной из главных причин удаления Андерсона была его бескомпромиссность с российскими поставщиками, замена их иностранными контрагентами из-за некачественных изделий, которые они годами поставляли в сборочные цеха.

   Нелёгкие задачи предстоит решать новому боссу. Справится ли он с годами налаженной сетью откровенного бандитизма, кумовства и коррупции? Выживет ли автозавод в столь тяжелое время - или уйдёт в историю?.. Мало кто сейчас берётся прогнозировать. Одно лишь время сможет всё расставить по своим местам.


АвтоВАЗ

 

{module СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ}

{module медиа реклама МАРКЕТ ГИД}

Тэги: лада, авто новости, АвтоВАЗ, Николя Мор, Renault-Nissan, Бу Андерсон

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить