АвтоВАЗ: надежда российского автопрома

 

   Отечественный рынок легковых автомобилей переживает колоссальный спад. Сейчас интернет захлестнула массовая истерия по поводу серьёзного кризиса на АвтоВАЗе - его продажи в России по итогам 2015 года обвалились на 33%.  Да, завод переживает не лучшие времена, но всё ли так страшно? Давайте заглянем в историю этого автомобильного гиганта.

   В 1966 году ЦК КПСС приняло решение о строительстве нового автозавода в Тольятти. Подготовкой техпроекта занялся итальянский концерн «Fiat».

   1967 год. ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

 

ВАЗ 2101

   1970 год. С главного конвейера завода сходят первые 6 автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули».

   16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль, а уже в декабре 1973 года миллионный.

   Завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично»; награждён орденом Трудового Красного Знамени, в 1977 году получил государственную премию СССР.

   В 90-х вокруг предприятия развернулась ожесточенная криминальная война, в ходе которой погибло порядка 500 человек: криминальные авторитеты, бизнесмены, сотрудники милиции, журналисты и руководство завода. Это началось после того, как , скандально известный, российский предприниматель Борис Березовский основал компанию «ЛогоВаз», занимавшейся свободной продажей реэкспортных автомобилей. Схема была простая: по документам «ЛогоВаз» продавал машины за рубеж, а в реальности реализовывал их внутри страны. «АвтоВАЗ» получал низкую экспортную цену, а разница уходила лично Березовскому.

   В течение нескольких лет крупнейшим партнером и поставщиком для АвтоВАЗа была группа «СОК», заключавшая невыгодные для завода сделки. За группой «СОК» тянулся огромный криминальный шлейф из разного рода экономических и уголовных преступлений. Завод был просто "дойной коровой" для всякого рода мошенников.

   Так продолжалось до середины 2000-х. Проблема начала решаться, когда акции «АвтоВАЗа» были переданы госкорпорации «Ростехнологии», во главе которой стоял Сергей Чемезов, он смог выполнить две задачи по возрождению «АвтоВАЗа»: «раскольцевать» акционерную структуру компании и преодолеть финансовый кризис. В 2002-м была организована даже лотерея «АвтоВАЗ» с Жигули в качестве главного приза.

   «Ростех» обратился ко многим банкам и инвестиционным компаниям по поводу разработки программы развития автозавода. План, предложенный инвесткомпанией «Тройка Диалог», заинтересовал корпорацию.

   В 2004 году руководством предприятия было принято решение о переводе всех производимых автомобилей на единый бренд, написанный латиницей. Вместо логотипа «ВАЗ» автомобили, в том числе модели, выпускавшиеся ранее, получили единое название Lada.

   С 2006 г. с помощью «Ростеха» «Тройка диалог» консолидировала у себя более 75 % акций «АвтоВАЗа». Пакет разделили и продали «Ростеху» и стратегическому партнеру в лице Renault.

 

Нива Шевроле

   Долгое время в качестве партнера рассматривалась GM, но многолетние переговоры тогда привели лишь к созданию совместного предприятия «GM - АвтоВАЗ», которое стало выпускать внедорожники Chevrolet Niva.

   В 2007 году французская корпорация «Renault» выразила желание приобрести 25% акций ОАО «АвтоВАЗ». 29 февраля 2008 года сделка состоялась. В итоге на сентябрь 2008 года основными акционерами компании являлись: Renault (25 %), «Ростехнологии» (25,1 %) и «Тройка Диалог» (25,64 %).

 

Лада Калина

   В ближнем зарубежье начались продажи автомобиля Lada 2170 (Lada Priora). Тогда же АвтоВАЗ отметил юбилей своей внешнеторговой деятельности — отгружен 7-миллионный экспортный автомобиль, которым стал Lada 1118 (седан Lada Kalina).

   2008—2009 годы были омрачены экономическим кризисом, проблемами с производством и сбытом продукции, «АвтоВАЗ» попал в сложную финансовую ситуацию: на конец марта 2009 года долг поставщикам составил около 14 млрд руб. За 9 месяцев 2009 года производство упало на 43,5 % к соответствующему периоду предыдущего года. В рамках спасения автозавода от банкротства было проведено массовое сокращение: более 20 тыс. работников компании были уволены.

   Министерство промышленности и торговли РФ заявило, что в нынешнем виде «АвтоВАЗ» является нежизнеспособным, и дальнейшая господдержка предприятия нецелесообразна.

   В ноябре 2009 года поступило предложение от Кристиана Эстева, гендиректора Renault в России, по которому на «АвтоВАЗе» планировалось организовать производство автомобилей марок Renault, Nissan и Lada на базе единой платформы Logan. Соглашение предусматривало финансовую помощь «АвтоВАЗу» со стороны РФ в обмен на помощь Renault в использовании технологий Renault и Nissan. 27 ноября 2009г протокол о сотрудничестве был подписан, и с этого времени автозавод вновь стал наращивать свой потенциал.

   2010 год. Чистая прибыль «АвтоВАЗа» за январь-июль 2010 года составила 24 миллиона рублей. География поставок автомобилей Lada охватила достаточно большой регион — страны СНГ (более 90%), Европы (3-5%), государства Африки и Латинской Америки (1,5-2%). Однако существенно увеличить прибыль удалось во многом за счёт программы утилизации списанных машин, запущенной правительством. В это же время компания Renault проявила интерес к покупке контрольного пакета акций АвтоВАЗа. В 2012-м программа утилизации была свёрнута, и доходы предприятия вновь поползли вниз.

   12 декабря 2012г альянс Renault-Nissan и «Ростех» подписали соглашение о создании СП Alliance Rostec Auto BV (оно было зарегистрировано в Голландии), через которое альянс к середине 2014 года получил контрольный пакет АвтоВАЗа - 50,01% акций.

   Начало 2014 года снова оказалось недобрым, свели дебет с кредитом и прослезились. 23 января 2014 года компания сообщила, что собирается уволить 7,5 тысяч работников, завод переходит на 4-дневную рабочую неделю в связи с падением продаж и снижением прибыли, заработная плата будет урезана на 20%, ко всему прочему в 2015 году планировали сократить ещё 1100 человек.

   Советом директоров было принято решение сменить руководство компании, и в 2014-м её президентом становится Бу Инге Андерссон, шведский топ-менеджер, в прошлом майор шведской армии. Как человек военный, он во главу угла поставил порядок, дисциплину и точный расчёт. Свой первый рабочий день на АвтоВАЗе президент компании начал с инспекции уборных на предприятии. Пришёл в ужас и заявил, что никогда прежде не видел настолько грязного завода, как в Тольятти. Глава распорядился срочно начать ремонт помещений и замену коммуникаций. Однако миссия бывшего майора не ограничивалась уборкой: основной его задачей было вывести АвтоВАЗ из кризиса.

   Нужный опыт у финна имелся: когда Андерссон был топ-менеджером GM - ему удалось спасти от краха нижегородский ГАЗ, едва не ставший банкротом в 2008 году. С 2009 по 2013 год Бу возглавлял компанию и смог вновь сделать ГАЗ прибыльным: доходы выросли в 2 раза (с 67 млрд. рублей в 2009 году до 143,4 млрд. рублей в 2013).

   Как и на прежнем месте, в АвтоВАЗе президент начал с кадровой реорганизации и продолжил модернизацией производства: под сборку тысяч автомобилей для Renault Nisssan было закуплено новое современное оборудование и для других линий производства. "Завод опоздал с обновлениями примерно на 5 лет" - сокрушался Бу.

   В настоящее время ОАО «АвтоВАЗ» - единственный завод альянса, производящий машины сразу 4-х брендов на одной площадке: LADA, Nissan, Renault и Datsun.

   Андерссон, имея многолетний стаж в автоотрасли, готов все силы положить на возвращение русского гиганта к прибыльности, восстановление доли рынка до 20% и расширение географии продаж. Он заявляет, что скоро этот автозавод вполне может стать крупнейшим в Европе автопроизводителем. Завод получает много заказов от альянса. "Мы будем производить больше Рено, Ниссанов, больше Datsun, это во-первых. Во-вторых, наша цель получить минимум 20% рыночной доли, что означает, что мы должны построить и продать 500,000-700,000 автомобилей в год под брендом Lada, и я думаю, что это нелегко, но возможно", сказал Бу.

   А что требуется от Лады? Новый президент видит её как бюджетный автомобиль для плохих дорог, грубых и жестких условий, к тому же легкий в ремонте и с доступными запчастями. Поэтому основные шаги компании по совершенствованию моделей будут именно в этом направлении.

   Сейчас АвтоВАЗ переживает не лучшие времена, в пресс-центре предприятия говорят о снижении объема продаж на более чем 30 процентов, у дилеров скопились десятки тысяч автомобилей, что вдвое превышает норму. В 2002 году тоже была похожая ситуация, когда на складах и стоянках скопилось 77 000 машин, что вынудило руководство “АвтоВАЗа” остановить конвейер на две недели. Специалисты считают причиной кризиса повышение цен на весь модельный ряд, в результате которого Lada сравнялись или даже обогнали по стоимости недорогие иномарки. Но чтобы сделать LADA дешевле, необходима очень серьезная программа сокращения издержек, над которой ещё предстоит работать.

 

Лада Хрэй

   Однако даже в таких жёстких условиях автозавод умудряется не терять лидерство: LADA вошла в тройку самых продаваемых марок в России на ноябрь 2015 года, с ней в числе лидеров Kia и Hyundai. Несмотря на снижение покупательской способности, "АвтоВАЗ" в 2015 году начал серийное производство Lada Largus Cross и LADA Vesta в Ижевске, в середине ноября запустил сборку Lada Granta в Чечне и ведет переговоры об организации сборки на чеченском заводе LADA Vesta с 2016 года, начинает серийное производство новой LADA XRAY, которая поступит в продажу в феврале 2016 года. Кроме того, группа планирует увеличить выпуск LADA 4х4 Urban и начать серийное производство LADA Vesta Cross.

   Как утверждает Карлос Гон, глава альянса Renault-Nissan - "В России сейчас нет ни одного производителя, который приносит прибыль. За несколько последних лет рынок сократился вполовину, и я не знаю никого, кто сейчас делал бы на нём деньги. Поэтому никто пока не ждёт прибыли от АвтоВАЗа".

   "Мы постараемся сделать все, чтобы сохранить долю рынка в 20%" - сказал президент "АвтоВАЗ" Бу Андеррсон, подчеркнув, что "АвтоВАЗ" производит "хорошие автомобили хорошего качества".

{module СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ}

{module медиа реклама МАРКЕТ ГИД}

Тэги: ВАЗ, дороги России, полезное для водителей, авто новости

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить