Velorex: странный маленький трехколесный автомобиль из винила

 

   Если вы никогда не слышали о Velorex 16/175, мы не можем винить вас. Неизвестные чехословацкие микроавтомобили не совсем так же знамениты, как, скажем, Ford Mustang. А между тем история у Велорексов достаточно интересная.

 

на природе

   Два брата, Франтишек и Моймир Странски, владельцы мастерской по ремонту велосипедов в деревне Pärnik, вдохновленные трехколесными транспортными средствами из Morgan Motor Company, приступили к проектированию небольшого дешевого трехколесного автомобиля. Во время и после Второй мировой войны в разорённой Европе нелегко было найти сырьё для строительства автомобилей, а имеющих возможность купить дорогую полноценную  машину было совсем мало. Поэтому возник большой спрос на простые и дешевые в производстве трёхколёсные машины. В 1943 году братья Странски построили свой первый прототип, используя стальные трубы, обернутые тонким листовым металлом, и некоторые велосипедные запчасти (позже они будут заменены частями от мотоциклов). Они назвали автомобиль Oskar ("kára na ose", или "автомобиль на оси"). В 1945 году братья построили свою первую партию автомобилей, используя кожу и ткань вместо листового металла. В 1950 году мастерская Stránský была передана Velo, небольшой производственной компании в Градец-Кралове, позднее переименованной в Velorex. В 1956 году имя автомобиля было изменено на Velorex-Oskar, а затем просто Velorex. В 1959 году компания производила 120 автомобилей в месяц. Всего было выпущено более 15 тысяч Oskar’ов и Velorex’ов: Oskar-54 , Velorex-Oskar и Velorex 16/250 — 2500 единиц, Velorex 16/175 — 800, Velorex 16/350 — 12 тысяч. Почти половина произведенных Velorex’ов была экспортирована в «дружеские социалистические страны» - Польшу, Болгарию, Венгрию, ГДР.

В таком виде, с корпусом из непромокаемого дерматина и 250-кубовым мотором «JAWA», двухместные трёхколёски стали поступать сначала к инвалидам, а потом и ко всем желающим. Velorex имел два колеса спереди и одно колесо сзади, максимальная скорость его была 30 км/ч (позже до 60), а цена - примерно в четверть стоимости типичного автомобиля.

 

Велорекс на стоянке

К названию добавлялись индексы, где первая цифра - это размер колёс в дюймах, а вторая — объём двигателя. Производились модели: Velorex 16/250, 16/175, 16/350. В 1971 году производство было модернизировано, выпуск Велорексов продолжился, но это были уже другие, четырёхколесные автомобили Velorex 435-0 с мотором JAWA 350. "Типовой 435-0" был выпущен в количестве 1380 единиц, но оказался неспособным конкурировать с более высокими категориями автомобилей (в том числе с дешевыми Трабантами ), производство квадроцикла окончилось коммерческим провалом и было остановлено в 1973 году. В середине 1980-х Индия изъявила желание купить лицензию на производство Велорексов, но сделка не состоялась, потому как необходимое оборудование уже не существовало.

Трёхколёска получила культовый статус среди автолюбителей. Несколько клубов Velorex существуют в Чехии. Митинги с автопробегами регулярно организуются в Босковице и в Липнице над Сазавой, внутри замка Липнице. По сводкам клубов, на сегодняшний день около 60% произведенных Velorex’ов всё ещё зарегистрированы и находятся в рабочем состоянии. Наибольшее количество фан-клубов расположено на родине Velorex’а, в Чехии. Есть такие же клубы в Словакии, Венгрии и даже в Голландии.

Самое странное в автомобиле не малый размер или двигатель мотоцикла. Нет, это - факт, что корпус - не что иное, как виниловая обивка, натянутая на раму из трубок, и три колеса. Внутри есть достаточно места для одного крупного пассажира или двух худощавых подростков, и всё необходимое: спидометр, переключение передач, стеклоочиститель и карман для содержания некоторых мелких вещей.

 

Велорекс красавец

Листинг скромно описывает автомобиль как "несколько неприятный для езды". Но изюминка автомобиля - в конструкции, он построен как палатка, что делает его абсолютно уникальным.

Этот Velorex для тех, кто долго искал нечто необычное, надеясь добавить странный маленький автомобиль в свою коллекцию.

{module СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ}

{module медиа реклама МАРКЕТ ГИД}

Тэги: дороги России, полезное для водителей, авто новости

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить